Подбор шин Dealer Finder

Proxes TR1 на трассе Формулы-1 в Малайзии

Публикуем статью Ильи Хлебушкина, вышедшую в апрельском номере "Авторевю".

Оригинал статьи доступен по ссылке: https://autoreview.ru/articles/shiny/assimetriya

 

Знакомимся с новыми летними шинами Toyo Proxes TR1 на трассе Формулы-1 в Малайзии

Предназначенные в первую очередь для скоростных автомобилей, летние шины Toyo Proxes T1R класса UHP (Ultra High Performance) оказались настолько удачными, что продержались на конвейере невероятные 15 лет! И когда японцы все же представили новую модель, то название лишь слегка изменилось, с привычного T1R на TR1, — просто чтобы всем было удобно. Не перепутайте!

В рисунке протектора покрышки Toyo Proxes TR1 ничего общего с рисунком предыдущей модели Toyo Proxes T1R 

Впрочем, их не спутаешь: теперь вместо запоминающейся броской разлапистой елочки стесанная с одной стороны направленная асимметрия. Или ненаправленная? На боковинах лишь Inside, Outside и никакого тебе Direction. Нет, все же это только асимметричные шины: «полуелочка» на правых покрышках вращается в одну сторону, на левых — в другую. Как утверждают создатели, никаких уводов в связи с этим не возникает. Верю. Ведь еще в начале нулевых подобный рисунок предложила компания Continental на своей модели ContiPremiumContact первого поколения. Шины не раз принимали участие в наших сравнительных тестах (АР №7, 2000 и №7, 2002), показывали хорошие результаты, и эксперты на уводы не жаловались. Кстати, в истории направленные, да еще и асимметричные массовые покрышки засветились лишь однажды: компания Nokian одно время выпускала модель NRVi (АР №7, 2002). Но быстро отказалась от них: мороки с монтажом было много — механики путались, а в случае чего левое колесо на правую сторону уже не поставишь. Но вернемся к асимметричным шинам Toyo: два продольных канала ближе к центру протектора и широкая зигзагообразная канавка с внутренней части улучшают сцепление с влажной поверхностью и отвод жидкости из пятна контакта. А раздавшиеся массивные плечевые блоки с жесткими краями должны лучше работать в поворотах.

Из-за того что протектор только асимметричный, но не направленный, елочки с левой и правой сторон автомобиля имеют противоположную ориентацию. Инженеры Toyo утверждают, что на характеристиках шин это не сказывается

Смесь протектора на пятую часть состоит из натурального каучука, добываемого поблизости, в странах Индокитая, а остальное — новейший высокотехнологичный компаунд из различных полимеров, искусственного каучука и силики. Последней стало больше — все для улучшения «мокрых» характеристик. Резина теперь чуть тверже, сопротивление качению снизилось на 10% по сравнению с предшественницей Toyo Proxes T1R, но все равно осталось на среднем уровне (класс E по европейской системе маркировки). Значит, тормозные свойства на высоте?

Верхний слой силовой конструкции брекера — из обрезиненных полиэстерных и нейлоновых нитей спирального плетения. Снизу для прочности — два слоя разнонаправленного металлокорда. Боковина — тонкая

Сейчас проверю.

На трассе Формулы-1 в Сепанге прогревать шины не пришлось: асфальт на солнышке раскален, воздух — под 40 градусов при влажности 95%. Баня! Быстро прыгаю в BMW М3 — и сразу обращаю внимание на тишину при качении. Хотя асфальт в Сепанге шершавый даже на вид. И очень абразивный! К концу тестовой сессии внешние плечевые зоны покрышек вид имели весьма уставший. Но обратная сторона такой наждачки — отменный держак! Осмелев после первого, ознакомительного круга, в дуги я начал вваливать на скорости более 120 км/ч — без визга шин. А когда в короткой S-образной связке после разгонного прямика перед трибунами решил «дать угла», покрышки согласились нехотя. Зато легко стабилизировались. Для любительского дрифта, пожалуй, не лучший вариант, но для траекторной езды — то что надо.

Это же подтвердила и переставка, где «шиноносителем» была Honda Civic. Начинаю с обычных для наших экзерсисов на Дмитровском полигоне 70 км/ч — как по рельсам. Прибавляю по 5 км/ч раз, другой… В итоге достиг 85 км/ч — и, возможно, показал бы еще больше, но отведенные мне попытки закончились.

Главным при разработке новых шин было улучшение «мокрых» характеристик

Впрочем, и прежние покрышки Toyo Proxes T1R на сухом асфальте были не промах. А вот то, как новинка TR1 ведет себя на мокром покрытии, я не узнал: те брызги из шланга, которыми организаторы пытались поливать раскаленный асфальт, разве что еще в воздухе не испарялись. Какие уж там лужи! Японцы утверждают, что тормозной путь на мокром покрытии сократился аж на 16%, — пока придется поверить им на слово.

Теперь и у шин Toyo есть наглядный индикатор износа. Исчезновение каждой из звездочек означает примерно минус 20% от высоты блоков протектора, которая в зависимости от размера покрышки составляет от 7,9 до 8,5 мм

Самое забавное, что на обратной дороге из Сепанга в Куала-Лумпур хлынул такой водопад — хоть аквапланирование тестируй. Обидно! Но все равно дождемся полноценных тестов — уже ближе к грядущему сезону, когда шины Toyo Proxes TR1 появятся в продаже. Следить, кстати, буду с интересом — ведь предшественница Toyo Proxes T1R заметно дешевле именитых конкурентов марок Michelin, Pirelli или Сontinental.