5 Колесо. Proxes TR1: как совместить несовместимое
Публикуем материал журнала "5 Колесо" от 7 апреля 2020 года. Автор текста: Станислав Шустицкий Оригинал статьи доступен по ссылке: https://5koleso.ru/articles/tires/toyo-proxes-tr1-i-v-pir-i-v-mir/ |
И в пир, и в мир
«Тише, тише! Начинай тормозить!» Сидящий слева инструктор явно перестраховывался, вероятно, вспоминая лишь начало фразы классика, говорившего, что жизнь даётся человеку один раз. Да и знаком ли он с творчеством Николая Островского? Впрочем, в любом случае понять его можно. Но у меня была другая задача — постараться раскрыть потенциал Toyo Proxes TR1.
Сразу предвижу ряд вопросов. Первый — почему инструктор слева? Здесь всё просто: тест проходил в Малайзии, стране с левосторонним движением. Там располагается и один из самых современных заводов компании Toyo. Беспокойство того самого инструктора тоже можно объяснить — проверить состоятельность Proxes TR1 было предложено на автодроме Сепанг, трассе, много лет принимавшей этапы «Формулы-1» и в полной мере располагающей к активному вождению. Что же касается самой новинки, интерес к ней у меня был действительно особый — во-первых, оригинальный рисунок протектора, во-вторых, по словам самих разработчиков Proxes TR1, эту шину одинаково успешно можно использовать и в гражданской жизни, и на треке. Последнее, согласитесь, подчас сродни конфликту интересов.
Два слоя металлокордного брекера, брекер с нитями корда спирального плетения, сверхпрочное бортовое кольцо... Конструкция TR1 ориентирована на отточенную управляемость.
Рисунок протектора Proxes TR1 (не путать с названием модели Proxes T1R) асимметричный, ненаправленный. Кстати, эта самая ненаправленность вызвала немало дебатов с инженерами Toyo. А вот гены той самой Proxes T1R в дизайне новинки всё же присутствуют — внутренняя часть шины повторяет половину рисунка протектора Proxes T1R, а внешняя — часть дизайна модели Proxes Sport. Если всё «соединить воедино», то получится функциональный рисунок с элементами, чётко отвечающими за «сухое» и «мокрое» сцепление. Массивные жёсткие плечевые зоны и монолитное ребро во внешней части не оставляют сомнений в возможности быстро и безопасно проходить повороты. Продольные канавки внешней части призваны эффективно отводить воду из пятна контакта, повышая сопротивляемость шины аквапланированию, а зигзагообразная канавка с открытыми поперечными «каналами» выполняет свою долю ответственности за сцепление на мокрой дороге. Улучшают управляемость на мокром покрытии и длинные стреловидные канавки. Но вот что стало предметом продолжительной дискуссии с разработчиками. На боковину шины нанесены надписи «Inside» и «Outside», и если установить шины в соответствии с ними, то на одной оси «стрелы» левой шины будут направлены в одну сторону, а правой — в другую. На сухом покрытии диссонанса в управляемости это решение не вызовет, а как же на мокрой дороге? С правой стороны автомобиля на водяную плёнку в пятне контакта наезжает узкая часть стреловидных канавок, с левой — широкая… Неужели в этом случае сцепление правого и левого колёс будет одинаковым? Перевод с английского на японский, затем обратно, новые вопросы с тем же алгоритмом… В результате разработчики Proxes TR1 заверили: и расчёты, и результаты 3D-моделирования, и многочисленные как лабораторные, так и реальные испытания подтвердили — как на сухом, так и на мокром покрытии протектор работает безупречно. Да ещё и применение совершенно новой резиновой смеси с оптимальными, если не сказать идеальными, пропорциями натурального каучука, сверхактивных полимеров и диоксида кремния позволило, помимо инноваций в дизайне протектора, улучшить сцепление шины на мокрой дороге. К примеру, тормозной путь на мокрой дороге у T1R в сравнении с TR1 на 16 % короче. Разумеется, без всяких боковых уводов — и на левом, и на правом колесе протектор работает абсолютно симметрично.
К сожалению, в должной мере убедиться как в стойкости Proxes TR1 к аквапланированию, так и в управляемости и торможению на мокрой поверхности не удалось. Температура воздуха на треке превышала 30 градусов, и струя воды из брандспойта на участке, имитирующем мокрую дорогу, испарялась, не достигнув асфальта. Так что пришлось оценивать торможение и управляемость на «слегка подмоченном» покрытии, а в остальном поверить на слово инженерам Toyo. Впрочем, сомневаться в их откровенности нет никаких оснований. Зато езда по треку на автомобилях, обутых в Proxes TR1, доставила огромное удовольствие. Даже несмотря на то, что с левого сиденья то и дело раздавалось: «Slower! Slower! Brakes!». Кстати, на втором и третьем кругах по треку Сепанг количество предостережений значительно сократилось — возможно, что инструктор и сам уверовал в безграничный уровень сцепления этих шин. Во всяком случае, ни на одном из поворотов трассы не удалось услышать характерного свиста, говорящего о том, что предел сцепления шин с дорогой превышен. Зато инструктор на упражнении «переставка» сам провоцировал на то, чтобы попытаться поменять коридоры на как можно большей скорости — мол, ограничивают площадку конусы, а это лишь бездушные предметы. Но и здесь Proxes TR1 продемонстрировали высочайший потенциал с точки зрения сцепления и управляемости. Ни один из конусов не пострадал…
Индикатор износа: остались 4 звёздочки — износ 20 %, 2 звёздочки — 80 %.
Слева модель T1R, справа — TR1. Улучшения достигнуты почти по всем характеристикам, но наиболее значимые — управляемость и торможение на мокром покрытии и сопротивление качению.
Несмотря на капризы погоды, уже совсем скоро настанет время сезонной замены шин. И лично я с большим интересом посматриваю на Toyo Proxes TR1, дебют которых на российском рынке состоялся нынешней весной. Знакомство с этим продуктом хотелось бы продолжить, так как в полной мере раскрыть потенциал этих шин не удалось даже на автодроме Сепанг.